ИЗ ИСТОРИИ РЯБЧИНСКОЙ ШКОЛЫ

(материалы исследовательской работы ученика 8 класса      КОЛИСНИЧЕНКО АНДРЕЯ «Дорога длиною в несколько веков».

Руководитель Сидорова З.Е.)

  

 “…школа закрыта, но крестьяне же желают иметь школу”.

        Дату открытия первой школы в селе Рябчи установить, пока не удалось. Возможно, это случилось после отмены крепостного права, принятия Устава общеобразовательных учреждений 1864 года. В это время на приходское духовенство была возложена обязанность обучать детей грамоте, а

Рябчинская Введенская церковь действовала ещё с 1822 года, и поэтому школа могла быть церковно-приходской. Просуществовала она недолго, так как в 1867 году была закрыта. Это отражено в Ведомостях школ Брянского уезда, осмотренных членами училищного совета 1 сентября 1867 года.  Там сказано о том, что «В Рябчичах* по распоряжению кандидата старшины Федотова школа закрыта, но крестьяне же желают иметь школу²».

               Возможно,  эта школа была светской, так как кандидат старшины – волостной чин, и он вряд ли мог своим распоряжением закрыть школу, находившуюся в ведении Синода.

               Однако, какой бы ни была ведомственная принадлежность школы, важно, что уже во второй половине 19 века крестьяне поняли необходимость образования для своих детей.

 


 Рябчинская церковно-приходская школа.

          Вновь школа в Рябчах была открыта в 1885 году в здании, которое принадлежало церкви³. Согласно Правилам о церковно-приходских школах,  находилась она в непосредственном ведении Орловского епархиального училищного совета. Школа была одноклассной с двухгодичным сроком обучения. Школа была открыта при участии священника Синельникова Иоанна, попечителя Иванова Александра, учителем работал Левицкий4.

        Приход Рябчинской Введенской церкви состоял из самого села Рябчи и пяти деревень: Буды, Пеклино, Тютчевой слободы, Новоселья и Сетинки, расположенных на расстоянии 3-5 вёрст от церкви. Одной школы для обучения детей было недостаточно. Поэтому в 1905 году в приходе уже «было две школы: земская и церковно-приходская». Земская – в д. Пеклино, которое по современному административному делению не относится к Рябчинскому поселению, и Рябчинская церковно-приходская школа.

               Наличие архивных документов позволяет иметь достаточно подробное представление о работе церковно-приходской школы с 1905 по 1917 год.

              Комиссия по народному образованию Орловского губернского земства в 1907 году отмечала, что к 1 января 1905 г. в селении 222 двора        ( около 1200 человек ), предполагаемое число детей школьного возраста по 1-ой норме – 133, по второй норме 83, обучается 96 мальчиков и 4 девочки, учителей – 2. Размер классного помещения: площадь пола – 144 квадратных аршина, по объему воздуха - 576 кубических аршин. Комиссия делает вывод о том, что необходимо еще одно классное помещение и надо увеличить число учителей до 3 – х6.

         Примечание к акту обследования, составленное этой комиссией, подтверждает желание жителей обучать своих детей. В нем говорится: «… Рябчинская школа может вместить по норме не более 65 человек. Между тем в ней учится в настоящее время 100 человек. Такое переполнение школы вызвано, очевидно, сознанием населения с. Рябчичи необходимости для своих детей первоначальной грамотности. В виду того, что церковная школа не может удовлетворить по своим размерам потребности населения, необходимо в селе выстроить земскую школу»6.

             Однако земская школа в селе Рябчи не была построена. Отчеты Брянской уездной Управы 44,45,46,47 очередным Брянским уездным собраниям содержат ведомости о существующих в уезде училищах, находящихся в ведении Епархиального училищного Совета, показывают, что число детей, посещающих школу в 1908 – 1912 годах, уменьшилось и близко к норме.

         Это могло быть по разным причинам: бедность населения, недостаток одежды и обуви; нужда, которая заставляла посылать детей не в школу, а на хозяйственные работы; необходимость платы за обучение – так как на родителей возлагалось содержание церковно приходских школ. Может быть, просто был отказ в приеме детей на обучение по причине несоответствия помещения санитарным нормам (но это мало вероятно). Не все дети, поступавшие в школу, обучались положенные 2 года. За пять лет с 1908 по 1912 год школу закончили только 16 человек. Девочки составляли небольшую часть обучающихся. Например, в 1910 – 1911 учебном году было 53 учащихся, девочек из них только 3. И не одна не закончила курс обучения.            

             Заведовали церковно-приходскими школами священники, они же  преподавали Закон Божий. Учителями песнопения были тоже служители церкви, чаще всего псаломщики. Другие предметы вели учителя – не священники. В 1905 – 1912 годах в Рябчах заведовал школой священник Буданов Иван Евгеньевич. Учителями песнопения были: Маркиянов Михаил Гаврилович (с 1907/08 учебного года по 1909/10 учебный год), Любимов Василий Иванович (c 1910/11учебного года  по 1911/12 учебный год)٭*٭. Учительницей в 1907/08 – 1911/12 учебных годах была Будникова Зинаида Федоровна, имевшая среднее образование: окончила Брянскую женскую гимназию. Получала жалование в год от казны 120 рублей и 120 рублей из местных средств³. С 1911/12 учебного года учителем работает Аршинов Андрей Иванович, имеющий звание учителя начальной школы.  Школу посещала небольшая часть детей школьного возраста. Школьная перепись, проведенная в стране в 1911 году, выявила, что охват детей от 8 до 11 лет учебой в школах всех ведомств составляла менее одной трети.

 

        В 1911/12 учебном году в Рябчинской школе обучалось всего 76 учащихся, хотя детей только в одном селе Рябчи было около 500, то есть охват составил только 15%.

            В стране в 1912/13 учебном году стало вводиться всеобщее обучение. Отсутствие сведений о количестве обучающихся в Рябчинской школе с 1912/13 по 1916/17 учебные годы не позволяет проследить динамику количества детей, посещающих школу, но точно известно, что земская школа, в которой нуждалось село Рябчи и близлежащие деревни, не была построена. Причиной скорее всего была начавшаяся в 1914 году I –я Мировая война: по обстоятельствам военного времени строительство новых школ не велось.

Учителя школ – просветители России

           В исследовательской работе уже назывались имена учителей, работавших в школах. Некоторые учительствовали  в селении недолго: 1-2 года и уезжали. Особенно часто это было в первые годы после Октябрьской революции 1917. Причиной, скорее всего, было то, что они были не местные, возможно из дворян, купцов, других имущих слоев населения, которые в первые годы после революции потеряли источники к существованию, поэтому работали учителями, так как имели образование.

          Но были и другие, которые проживали в селе, многие члены их семьи так же обучали детей в округе. Сейчас бы их назвали-  потомственные учителя.

          Семья Аршиновых. Аршинов Андрей Николаевич работал с 1912 года в Рябчинской церковно-приходской школе. После возвращения с I мировой войны, опять возвращается в школу, уже в Светскую I ступени, избирается членом Салынского  волостного Совета по народному образованию. В 20-е годы 20 века члены семьи: Аршинов Петр, Аршинова Е. А., Аршинов Р. С. учительствовали поблизости – в д. Заустье.

         Семья Соболевых. Соболев Сергей Николаевич работает учителем в Рябчинской школе с 1919 года. Образованием сельских детей занимались: Соболев Измаил Никифорович – священник, по его инициативе открылась школа в Салыни в 1876 году; Соболев Дмитрий - тоже священник, помощник Благочинного 4-го округа Брянского уезда, занимался церковно-приходскими школами; его дочь Соболева Мария Дмитриевна в 20-е годы работала в д. Жабово, в 30-е годы и до войны 1941года – в д. Салынь. Это была семья священнослужителей.

         Именно выходцев из духовенства можно назвать первыми просветителями России. В ряду многих положительных социальных ролей церкви, проводимое ею образование населения, является одной из важнейших.

          Такая семья была и у Шиленковой Сусанны Ивановны (в девичестве Любимовой). Оба ее брата: Василий Иванович, Григорий Иванович и отец были священнослужителями церкви, учителями песнопения и закона Божьего. Сусанну Ивановну называют первой учительницей большинство жителей села 20-х - 30-х годов рождения, многие другие, так как работала она в школе до 1957 года. Долгое время считалось, что она учительствовала в Рябчах с 1912 года, но в ходе исследования установлено, что в списках учителей школы до 1926 года ее нет. Скорее всего, она стала работать в Рябчинской школе с конца 20-х годов.      

           Интересны для истории её документы об образовании: Похвальный лист, выданный ей в 1906 году, как ученице по окончанию Арельского начального народного училища по итогам выпускного испытания*; Свидетельство о том, что она обучалась с 1908 по 1911 год в Ивотской второклассной женской учительской школе и после ее окончания получила Звание учительницы грамоты**; аттестат на Звание учителя начальной школы выданный в 1938 году Народным Комиссаром Просвещения РСФСР, на основании образования полученного в 1911 году и « прохождения установленного испытательного стажа педагогический работы в школе»***. Многие жители села старшего поколения с теплотой говорят о Шиленковой С.И. и её брате Любимове Г.И. Вспоминают правильную речь, культуру общения с людьми бывшего священника; вспоминают строгую и «правильную» учительницу, её некоторую душевную отстранённость от действительности. Необычностью своих некрестьянских манер, образа жизни они производили глубокое впечатление на односельчан, особенно юных и маленьких****.

       Несомненно, весом вклад в развитие образования в с. Рябчи попечителей школы Иванова Александра (с 1885г.), Краснолобова Николая Евграфовича (с 1906г.).

 

Заключение

           Самые старшие ученики нашей школы родились после 1990 года. Сам факт существования начальных школ в деревнях Буда, Болотня, школы-колонии им практически неизвестен. Скупы сведения и по истории начального образования в с. Рябчи. Думаю, данная работа поможет восполнить эти пробелы в истории родного края. А  собранный материал станет основой новой экспозиции  школьного музея. И возникнет еще одна связь между прошлым и настоящим. Полученное в ходе исследования знание поможет и в будущем с большей полнотой сохранять народную память о первых школах Рябчинского поселения.

 

Приложение №10

 Воспоминания

о Шиленковой С.И. и Любимове Г.И. бывшей жительницы села Рябчи Карповой Валентины Андреевны.

             Всё, что я помню о Григории Ивановиче, относится к моему дошкольному и раннешкольному детству. У него была, как и положено священнику (хотя и бывшему), борода, уже седая в тот период, и седые волосы, довольно длинные, почти до плеч. Не думаю, что тогда многие мужчины, особенно в деревне, имели такую причёску и бороду. Мне виделось в нём что-то немножко сказочное. К тому же, он был необычайно вежлив. Всем говорил «вы», даже детям. Наверно, обороты типа «сын мой, ты…» являлись для него чисто служебными, а в светской жизни он был человеком из «дореволюционного прошлого», получившим хорошее воспитание в своё время. Девочек и девушек он называл «барышнями», мне это очень нравилось. Мы с девчонками старались подловить момент, когда он шёл гулять в рощу, чтобы «случайно» встретиться с ним и поздороваться. Он останавливался, говорил: «Здравствуйте, барышни!» - и слегка кланялся. Именно кланялся, а не кивал головой. Возвращается из рощи – мы опять «случайно» попадаемся ему на пути, здороваемся, и опять: «Здравствуйте, барышни!» И поклон. Вот, пожалуй, и всё.

Сусанна Ивановна пережила брата, так что её я помню хорошо. Некоторые её привычки и особенности характера воспринимались многими иронично – например, о чём бы интересном ни заходила речь, она говорила: «Мы с мамой…» или «Мы с Анечкой…» (её покойная дочь) это тоже делали (видели и т.п.), люди не особенно верили, посмеивались. А зря. Она была довольно образованным для того времени человеком, немало повидала. В начале 20 века закончила гимназию, потом сама преподавала в гимназии, если не ошибаюсь, с 1912 года до  революции. Помню, когда мы с соседями смотрели фигурное катание  (у нас появился телевизор, один из первых на Поповке, соседи приходили и с восторгом смотрели любые передачи, а уж фигурное катание – тем более), Сусанна Ивановна сказала: «Мы с мамой тоже красиво катались на коньках». Мы все так смеялись. А разве не могло это быть правдой? Вполне могло, во времена её молодости барышни очень даже охотно, судя по литературным и другим источникам, катались на коньках. Ведь не говорила же Сусанна Ивановна, что они с мамочкой в хоккей играли.

В её маленьком домике чувствовалась культура быта, чего не было в большинстве наших деревенских домов. Вообще, женщины из мещанского и духовного сословий отличались определённой бытовой умелостью. Например, Сусанна Ивановна пекла пирог (из манной крупы на простокваше), используя керосинку. Как-то специально укрывала форму, и всё получалось. В печке она тоже пекла, но печка топилась по утрам, а на керосинке она делала пирог в любое время.

 И, конечно, как все дореволюционные барышни, Сусанна Ивановна отлично вышивала и обучала этому детей и взрослых.

 

 

 


Шилёнкова Сусанна Ивановна
Шилёнкова Сусанна Ивановна

Фотография вышивки Шилёнковой С.И.
Фотография вышивки Шилёнковой С.И.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz